В Ярославском художественном музее впервые в России прозвучали сонаты нашей землячки Леокадии Кашперовой
Она учила играть самого Стравинского, Рубинштейн посвятил ей произведение, а Римский-Корсаков восхищался ее талантом. Пианист и композитор, которая производила фурор более века назад, практически позабыта в наше время. В Ярославском художественном музее впервые в России прозвучали сонаты нашей землячки Леокадии Кашперовой и уже известные произведения Игоря Стравинского.
Конец 19 века Петербургская консерватория за роялем юная ученица, уроженка Любима Ярославской губернии — Леокадия Кашперова. Подле нее ее преподаватель Антон Рубинштейн. Уже тогда он называет свою ученицу гениальной.
К выпуску из консерватории Леокадия Кашпервова пишет свою первую сонату, но Лядов и Римский-Корсаков просят внести в нее корректировки, исправить некоторые технические моменты. Однако ее друзья уверяют, что все великолепно и не прислушавшись к метрам, она создает шедевр. Талант молодого композитора так поражает Антона Рубинштейна, что он посвящает ей новеллетту.
- Там она показана и с юмором, и такая ее русскость и раздольность, такая бывает резкость, и требовательность. Вот в этом произведение, наверно лучше он не мог, - рассказывает автор проекта Наталья Губина.
Уже после окончания консерватории Николай Римский-Корсаков лично просит Кашперову позаниматься с талантливым молодым человеком Игорем Стравинским.
- Леокадия два года занималась с Игорем Стравинским и изменила не только его технические возможности, но и его мышление. Игорь Стравинский был очень талантливым пианистом, как импровизатор. Он воспринимал пианино, как игру. А Леокадия Кашперова изменила его отношение, сделав его более профессиональным, - отметил британский музыковед Грэм Гиффитс.
На концертный прыжок из одной эпохи в другую в стенах Ярославского художественного музея приехали и потомки Игоря Стравинского. Организованный ими фонд занимается изучением жизни и творчества предков. Помимо музыкального фестиваля имени Игоря Стравинского они собирают и предметы искусства и быта, сохранившиеся от всех четырех талантливых братьев Стравинских.
- Есть такие материалы, которые, удивительно, как их хранили под паркетом, не продали во время голодных годов, в блокаду. Очень большая часть архива пережила блокаду. Некоторые были подарены и таким образом сохранены в библиотеки, в консерватории, где-то что-то увез Игорь Федорович с собой будучи в Европе и будучи в разъездах, - сказала руководитель фонда имени Ф.И. Стравинского и его сыновей Анастасия Казаченко-Стравинская.
Из неоклассицизма, в необарокко мы совершили прыжок вместе с великолепными музыкантами камерного ансамбля «Барокко»: скрипка, фортепиано, гобой, флейта, виолончель впервые исполнили произведения ученицы Антона Рубинштейна, учителя Игоря Стравинского — Леокадии Кашперовой. Искусство клавиш и смычка, породившие шедевры и переплетая судьбы расширяя сознание и границы.
Фото: pixabay.com/