В воскресенье не стало профессора, историка театра Маргариты Ваняшовой
Неистовая, яркая, вдохновляющая, безудержно влюбленная в театр, переживающая за каждого актера и режиссера. Настоящая женщина и кокетка. В воскресенье не стало профессора, историка театра Маргариты Георгиевны Ваняшовой. В память о ней мы собрали воспоминания и рассказы ее друзей, коллег и учеников.
- Неистовая. Она была неистовой во всем. В жизни, в отношение к людям, в отношение к идеям. И естественно в отношение к театру. Это был ее театр, это была
- Если Маргарита Георгиевна сидит в зале и смотрит спектакль, это ты слышишь. Потому что она параллельно со сценами, даже в самых тихих сценах, весь текст проговаривала вместе с тобой. Это слышно было очень достаточно. Весь спектакль шел с ее дубляжом. С ее эхом, - вспоминает актер театра имени Федора Волкова Кирилл Искратов.
- Если она посмотрела этюд в чьем-то исполнении и этот этюд ей понравился. Она на экзамене забудет про все свои знания. Она забудет про вопрос, на который ты должен отвечать. Она будет смотреть на тебя влюбленными глазами. И не слушать о чем ты говоришь. И могла простить незнание чего-то. Доберешь. Самое главное, что в том отрывке, ты мне понравился, - говорит народный артист России Валерий Кириллов.
- Уникальность в том, что она фанатичный ученый. А настоящий ученый должен быть фанатичным. Она безудержно и безумно любила театр. Она переживала за каждого актера, что само по себе для театрального критика весьма не типично. Она болела за каждого режиссера, - сказала доктор филологических наук, профессор Светлана Потапова.
- Человек-вселенная. Она могла все. Она знала все. И самое главное, что она умела вдохновлять. У меня свое виденье. А она приходит и выводит дальше. У нее глубже. У нее с другого ракурса, как говорят художники, - говорит скульптор, заслуженный художник России, подруга Маргариты Ваняшовой Елена Пасхина.
- Я когда сел к ней отвечать. А на меня посмотрела и говорит: «А что это у тебя?». Я говорю: «Маргарита Георгиевна, вот значит, защищали девочек у театрального института». Она такая: «За благородство я могу тебе конечно троечку поставить. Хочешь четыре?» А я понимаю, что нет. «Тогда иди». Она вообще за настоящих мужчин, - вспоминает ведущий, ученик Маргариты Ваняшовой Алексей Торхов.
- На банкете после премьеры спектакля «Без названия» мы сидели в Актере и праздновали премьеру. А рядом со мной сидела она, и рядом с ней сидел Виталий Кищенко, который играл в этом спектакле главную роль. И вот уже в конце надо было прощаться. Мы все при расставание целуемся. И вот она с Виталькой начинает целоваться. И вдруг она его так крепко-крепко не шутя, по-женски, так серьезно-серьезно целует. И вдруг Виталька, сначала испугался, а после включился в эту игру. Артисты же играют. И этому поддался. Мы все так обомлели. Потому что долго длился такой серьезный поцелуй. Потом она оторвалась и так серьезно сказала: «Виталик, не будем усугублять», - вспоминает Евгений Марчелли.
А еще в театре иногда подшучивали, что Маргарита Георгиевна и есть сам Федор Волков в новой жизни. Настолько она подробно знала перипетии всей истории Первого Русского. С самого первого дня его существования. Ваняшова улыбалась такому сравнению. Кто-то с ее интерпретацией спектаклей готов был спорить, кто-то наоборот - с нетерпением ждал ее отзыва на очередную премьеру. Она была заметна, всегда открыта к диалогу. Маргарита Ваняшова - безусловно, легенда культурного сообщества Ярославля.
Фото: театр имени Федора Волкова