Казачий лад
5 сентября в пойме реки Которосль, что на Подзеленье, уже во второй раз прошел Фестиваль казачьей культуры «Казачий лад и жизненный уклад». На Фестивале было задействовано несколько площадок: концертная - для музыкальной программы сольных исполнителей и творческих коллективов фольклорной направленности из Ярославля, Переславля-Залесского, Костромы, Москвы, игровая – для детей и их родителей, желающих познакомиться с народными казачьими играми и развлечениями, мастерская – для проведения мастер-класса по изготовлению народной игрушки-оберега «Казак и казачка – неразлучники», спортивная – для военно-спортивных состязаний взрослых (гиревой спорт, лазерный тир, сборка-разборка макета автомата Калашникова), кадетская – для игровых состязаний «Казачьи забавы» между учащимися кадетских классов общеобразовательных школ Ярославской области.
Самое увлекательное, конечно, зрелище - это мастер-класс по владению казачьей шашкой «Казарла», где сначала казаки рубили ивовые прутья и пластиковые бутылки с водой, а потом это могли сделать все желающие. Как сказал один из профи, объяснявшей девушке принцип владения этим холодным оружием, для правильного удара не нужна сила, а только правильная техника ведения руки и резкость движений. При мне эта юная леди с первого же раза разрубила пластиковую бутылку напополам. Что говорить о казаках, которые нарезали пластик тонкими слоями, как масло на бутерброд. Рядом метали ножи в мишени и виртуозно крутили кнут- не менее опасное оружие в опытных руках, чем шашка, ведь кончик кнута двигается быстрее скорости звука, отсюда такой характерный хлопок.
На сцене несколько часов подряд выступали различные казачьи самодеятельные коллективы. Особенно мне запомнился танец подростков в красных рубашках и папахах с самодельными саблями- даже некоторые гимнасты позавидуют их прыжкам и пластике движений. Также звучали казачьи песни, в том числе моя любимая «Когда мы были на войне». Мелодия потом целый день крутилась в голове так, что придя домой даже нашел ее в интернете и прослушал несколько раз.
Неподалеку парни и девушки в национальных костюмах расположились в круг. Это так называемая Казачья вечерка. Особенно мне запомнился следующий обряд: парень выбирает из круга понравившуюся ему девушку, выводит ее в центр, они встают спиной друг к другу и должны по команде ведущего повернуть голову налево или направо. Если поворот головы совпал, то пара целуется, если нет, значит, не судьба. Действо настолько захватывающее, что в круг вступали и простые зрители.
Конечно, идя на этот праздник, я не мог не задаться вопросом: кто такие казаки, какова история их происхождения? Оказывается, в переводе с тюркского, казак- это вольный человек. Некоторые ученые выводят происхождение донских казаков из хазар и половцев. Но казаки- это все-таки этно-конфессиональная общность. Один мой приятель из Элисты, по национальности калмык, рассказывал, что все его предки из калмыцких казаков, а далекий пращур в составе войск атамана Платова принимал участие в Отечественной войне 1812 года и входил в Париж.
Казаки всегда жили на границе, охраняя ее и постепенно расширяя пределы Российского государства. Часто они отправлялись и за границу империи в неизведанные земли. Так Ермак с отрядом в 500 добровольцев завоевал Сибирь. Петр Бекетов основал Якутск. Семен Дежнев дошел до Колымы и Аляски. Иван Москвитин открыл Сахалин. Владимир Атласов доплыл до Камчатки. Вместе с ними тысячи казаков обеспечивали покой на границах государства, удачно сочетая военное искусство с торговлей и земледелием. Самыми известными считаются донские казаки, воспетые Михаилом Шолоховым в бессмертном романе «Тихий Дон», показывающий трагедию народа на изломе эпох. В годы советской власти казакам пришлось нелегко, шел процесс так называемого «расказачивания». Но в 90-е годы движение казачества начало возрождаться. И хотя подавляющее большинство казаков проживает на юге России, в Ярославской области тоже о них не забывают.
Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы. Стратегия подчеркивает «многонациональный и многоконфессиональный состав» российского казачества, отмечая, что его «ядром» является русский народ, и дает следующее определение: «российское казачество – исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу».
В 2015 году в Ярославской области принята Региональная стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года. Одной из основных целей государственной национальной политики в Ярославской области этот документ декларирует улучшение этнокультурного самочувствия русского народа при непременном условии сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, проживающих на Ярославской земле.
Достижению этой двуединой цели способствует реализуемая региональным Правительством областная целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области», в рамках которой социально ориентированным НКО выделяются субсидии на проведение таких культурно-просветительских мероприятий как казачий фестиваль.
Автор Владимир Суворов