В Ярославском художественном музее можно окунуться в быт граждан СССР
Сервиз «Мадонна» в серванте советского дома был знаковой моделью. Сразу понятно, в этой семье искусство чтят и знают толк в хороших вещах. Для советского человека, прошедшего войну и лишения, помпезные чашечки и тарелочки с позолотой были символом стабильности и благополучия.
Впрочем, гордились в то время не только парадными сервизами. Популярными становятся и яркие минималистские наборы с четким орнаментом. В 1950–1960 годах происходит дизайнерская революция. Войны уже нет, новая жилищная политика, как следствие, все больше семей обзаводятся своими квартирами. А там уже не только душа, но и новые квадратные метры требуют красок и уюта.
— Именно в то время была разработана концепция многофункциональной мебели. Очень материалистичной по своим формам. Мебели, которая могла бы исполнять несколько функций. Например, «Хельга», придуманная в ГДР, могла использоваться и для хранения одежды, и для хранения посуды, — рассказал заместитель директора Ярославского художественного музея Алексей Федорчук.
Иметь предметы быта из ГДР считалось престижно. Германская республика тогда стала буферной зоной, умещавшей в себе прорывающийся поп–арт и экспрессионизм с запада и социалистического реализма с востока. Отражалось это во всем: яркой одежде, интересных игрушках, архитектуре. На фоне немецкого неоклассицизма вырастают идеологические символы союза.
— Знаменитую телевизионную башню, которую в 1969 году построили, и она до сих пор стоит и является доминантой города. Ее видно со всех точек Берлина, — сказала главный хранитель Ярославского художественного музея Татьяна Лебедева.
В музеях сейчас можно посмотреть не только на витрину ГДР, где зарождался новый подход к быту. Но и окунуться в волшебный мир сказок оскароносного Александра Петрова, поймать безмолвный танец балерин, поспорить о бороде в Митрополичьих палатах и там же проникнуться тайной икон.
Фото: Ярославский художественный музей / ВКонтакте